Профессионально этические значимые ценности социальной работы. Философские ценности социальной работы Требования этического кодекса

Введение

Социальная работа относится к типу профессий «Человек-Человек», а значит, предполагает высокий уровень общения клиента со специалистом. В виду такой деятельности специалист должен обладать высокими нравственными качествами, моральной устойчивостью, умением контактировать с людьми и располагать их к общению.

В своей практике специалист по социальной работе сталкивается с людьми разного социального статуса, уровня дохода, образования и т.д. Независимо от того, к какой категории людей относится клиент социальной работы, ему необходимо оказать квалифицированную и своевременную помощь.

Основной ценностью социальной работы является человек и общество в целом. Главная цель социальной работы - способствовать благу человека, его развитию и благополучию. Для реализации данной цели осуществляется социальная поддержка и защита населения, оказывается помощь. Все это основывается на базе гуманизма, т.е. признания жизни человека высшей ценностью общества.

Низкий престиж и статус социальной работы в нашей стране, не высокая заработная плата работников в данной сфере, все это приводит к тому, что профессия социального работника не популярна в социуме.

Однако даже, несмотря на все материальные трудности и моральную неудовлетворенность, специалист по социальной работе должен быть глубоконравственным и духовно развитым.

Ценности социальной работы

Ценности - это определенный набор критериев, которым следует человек в процессе своей жизнедеятельности. Каждый человек в решении той или иной ситуации руководствуется теми ценностями, которые он усвоил в течение жизни.

Специалист социальной работы усваивает профессиональные ценности в ходе прохождения обучения. Так, Г.П. Медведева отмечает, что ценности современной профессиональной социальной работы имеют различную масштабность и значимость, в связи с чем они могут быть представлены как ценности различных уровней:

глобальные - признаваемые большинством современного человечества;

социетальные - признаваемые преимущественно в конкретном (российском) обществе;

профессиональные - имеющие значение в основном для профессиональной группы, приобретающие специфику в связи с особенностями профессиональной деятельности;

индивидуальные - ценности специалистов, их клиентов, других личностей .

К примеру, между общечеловеческими ценностями можно выделить главные такие, как человек, его права, жизнь, мир, свобода, равноправие и так далее. На уровне социума данные значения могут быть иначе иерархизированными. Система ценностей социальной работы, кроме специфицированных вышеназванных ценностей, содержит пол и возраст личности, ресурсы государства, а.также мастерство самого работника. Ценности детерминируют все виды отношений, состояние и деятельность человека и общества в наличной действительности, которая служит определенной основой, условием и средством жизнедеятельности человека и общества, частичной реализации их ценности уже в настоящем. Поэтому актуальные ценности, присвоенные обществом, профессиональной группой и каждым индивидом и реализуемые ими в профессиональной и повседневной деятельности, могут рассматриваться как определенный базис для реализации ценности человека.

Очевидно, что если не сложилась иерархия ценностей, реализация которых может способствовать созданию благоприятных условий для творческой самореализации каждой человеческой личности, провозглашение человека высшей ценностью может считаться лишь формальным актом, отнюдь не влекущим за собой и не гарантирующим фактической реализации ценности человека ни в настоящем, ни в будущем. Поэтому необходимо, чтобы в общественном сознании утвердилась не только ценность человека во всей ее многозначной целостности сама по себе, но и определенная целостная система ценностей и приоритетов, иерархизированных по признаку своей роли в реализации ценности человека.

Профессиональные ценности в то же время не существуют вне и независимо от общественных ценностей. Профессии признают, поддерживают и защищают определенные, избранные социетальные ценности, а общество, в свою очередь, санкционирует существование профессии и гарантирует ей признание .

Профессиональные ценности направляют работника на исполнение и соблюдение конкретных задач, на профессиональную ответственность за собственную работу. Социальные работники сталкиваются с человеческим мучениями и трудностями. Именно из-за этого существенным в этой специальности является гуманизм, уважение человека в любом случае.

Личностно-возрастные закономерности подчеркивают связи ценностных ориентации с особенностями личности, ее мировоззрением, интересами, идеалами, потребностями, жизненным опытом, социальным окружением, положением и статусом в социуме на макро- и микроуровнях и др. Это показатель динамичности развития личности, ее изменений (иногда не в лучшую сторону).

Исследователи выделяют три группы качеств социального работника:

Психологические характеристики, являющиеся составной частью способности к данному виду деятельности;

Психолого-педагогические качества, ориентированные на совершенствование социального работника как специалиста-профессионала;

Психолого-педагогические качества, направленные на создание эффекта личного обаяния .

В первую категорию относятся требования, необходимые в профессиональной работе, к психическим действиям: восприятию, памяти, воображению, мышлению, психическим состояниям (изможденности, апатии, стрессу, тревожности, депрессии, вниманию как состоянию сознания); эмоциональным (выдержанность, индифферентность) и качествам воли (упорство, очередность, импульсивность). Некоторые из данных эмоциональных причин являются основополагающими, так называемым каркасом специалиста, а остальные служат лишь поддержанию имиджа работника.

Ко 2й группе достоинств относятся психоаналитические ценности, направленные на улучшение работника как личности, как сотрудника. Это такие ценности, как самоконтроль, самокритичность и еще стрессоустойчивые свойств - физическая тренированность, самовнушаемость, умение переключиться и управлять эмоциями.

К третьей группе качеств относятся: коммуникабельность, эмпатичность, визуальность (внешняя привлекательность личности), красноречивость и др. В частности, третья группа качеств связана и базируется на некоторых психологических теориях коммуникаций (самопредъявление или самопрезентация) .

Таким образом, ценности социальной работы в большинстве носят общечеловеческие ценности. В своей деятельности специалист социальной работы в первую очередь должен руководствоваться принципами гуманизма, чтобы оказывать помощь другим людям. На протяжении всей жизни социальный работник должен заниматься саморазвитием личности во всех - направлениях: психологическом, педагогическом, социологическом. Результат работы социального работника напрямую зависит от тех ценностей, которыми он руководствуется.

Состояние современного общества в хоть какой точке Земли таково, что оно также нуждается, хотя и в разной степени, в развитии, как всем известно, социальной сферы и особенной разновидности социальной деятельности - социальной работы. Возможно и то, что как культура, философия, наука, образование, отношение к прошлому и будущему, так и уровень и качество социальной работы отражают самоидентификацию и самосознание цивилизации, степень цивилизованности и гуманности страны.

Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что соц. работа призвана оказывать помощь тем, чьи физические, психические и моральные ресурсы недостаточны, способности невелики, а возможности без помощи других, стало быть, разрешить свои трудности неудовлетворительны. Несомненно, стоит упомянуть, что потому, основываясь на гуманизме и нравственном расположении духа, соц. работа, наконец, ориентируется на главные элементы комплекса ценностей, сохраняющиеся с незначимыми переменами в процессе всей ее истории - благополучие людей, соц. справедливость, достоинство индивидуума. Необходимо подчеркнуть то, что ежедневные же этические трудности соц. работников под действием времени больше подвержены трансформациям. И даже не надо и говорить о том, что так, появившаяся в 70-е годы биоэтика явилась ответом на “проблемные ситуации” в медицинской практике - эвтаназию, искусственное оплодотворение, пересадку жизненно важных органов и т.п. Конечно же, все мы очень хорошо знаем то, что принципиальная новизна “проблемных ситуаций” заключается в последующем. Необходимо подчеркнуть то, что во-1-х, они соединены с теми направлениями медицины и биологии, где доктора и исследователи манипулируют действиями рождения и умирания. Необходимо отметить то, что во-2-х, в рамках “проблемных ситуаций” некие классические этические стандарты врачевания нашли очевидную дефицитность. Мало кто знает то, что поиск выходов из этих ситуаций - это нечто большее, чем моральный выбор определенного врача, это - нравственный выбор населения Земли в целом, открытость самого эталона гуманности. Само - собой разумеется, в-3-х, обширное обсуждение “проблемных ситуаций” в обществе стало манифестацией идеологии защиты прав человека в медицине, что оказалось созвучным моральным проблемам, возникающим при оказании психиатрической помощи. Всем известно о том, что в этом контексте смысл биоэтики как разновидности интеллектуальной деятельности и социальной практики как бы заключается в попытке найти способности диалога и солидарности людей в защите добра и противоборстве злу в ситуациях, порожденных современной медициной.

Таковым же образом в итоге масштабной компьютеризации социальные работники столкнулись с этическими проблемами относительно сохранения конфиденциальности, что и есть достаточно новое явление по сопоставлению с другими обстоятельствами и способностями прошедшего.

Широкий круг обычных и новейших духовно-нравственных детерминант и ценностных ориентиров социальной работы касается 3-х разных и совместно с тем взаимосвязанных уровней и качеств. Само - собой разумеется, идет речь, во-1-х, о зависимости ее ценностной базы от миссии, целей и задач, во-2-х, о внедрении этических стандартов профессии, в-3-х, об этических проблемах, с которыми также сталкиваются социальные работники при выполнении собственных обязательств.

Гуманистической целью и главный ценностью социальной работы является, как отмечалось, благосостояние людей, имеющих трудности, связанные с бедностью, здоровьем, психическим состоянием, занятостью, обеспеченностью жильем, детством, старостью, голодом и пр. Необходимо отметить то, что это, в общем, то, значит, что подход к жизни каждого индивидуума как к высокому ценностному измерению дополняется осознанием того происшествия, что сама эта жизнь обязана быть достойной человека. Надо сказать то, что каждый человек ценен собственной уникальностью, которую также следует учесть и уважать. И даже не надо и говорить о том, что владея основными потребностями - в еде, одежде, жилье, здоровье - люди имеют право на уважение и достойное существование и обязаны иметь равные способности удовлетворять эти потребности. Вообразите себе один факт о том, что в данном случае идет речь о принципе социальной справедливости, одном из главных частей комплекса ценностей социальной работы. Необходимо отметить то, что правом на помощь со стороны субъектов социальной работы владеет каждый, кто обращается к ним, без дискриминации по половым, возрастным, расовым, государственным, религиозным, политическим признакам и мотивам. (фактически, признание и уважение этих прав в практике социальной работы соединено с принятой мировым обществом Декларацией прав человека ООН и иными международными конвенциями).

Гуманистические ориентиры, в общем, то, побуждают субъектов социальной работы к тесному взаимодействию с субъектами ожиданий и притязаний на благо последних, при этом не во вред иным. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что поощряя их к сотрудничеству, социальные работники исходят из того, чтоб клиенты совместно с ними решали усилия по изменению собственного положения, хотя это не постоянно может быть, в особенности тогда, когда указанная категория, это люди - беспомощные в силу возраста, заболеваний, либо других обстоятельств. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что в конце концов, соц. работа несовместима с прямой либо косвенной поддержкой индивидов, групп, властных структур, использующих террор, пытки, неоправданное насилие либо остальные деяния, направленные на подавление людей.

Ввиду динамизма развития общества, проблем ориентации в рассмотренных ценностях, вряд ли уместны все пригодные этические рецепты в социальной работе. Вообразите себе один факт, что существует только одна возможность оказаться на высоте по отношению к сегодняшним и будущим моральным вызовам - там, где это можно, поощрять нравственное сознание. Мало кто знает то, что более актуальным является развитие проф. этики и соответственно образования.

Рост энтузиазма к проф. ценностям и этике обоснован несколькими причинами. Ни для кого не секрет то, что например, технический прогресс поставил экспертов перед нравственным выбором, который был неизвестен предшествующим поколениям соц. работников. Очень хочется подчеркнуть то, что развитие здравоохранения, компьютерные технологии, политические и другие причины, стало быть, сопровождались чрезвычайным усложнением требований, относящихся к ценностям и этике. Необходимо подчеркнуть то, что, не считая того, социальные работники столкнулись с необходимостью, в конце концов, опираться на все наиболее ограниченные ресурсы, низкий соц. статус профессии, что внесло свои конфигурации в ценностные ориентации и этику проф. жизни. Было бы плохо, если бы мы не отметили то, что внимание к последним отражает также становление и развитие самой профессии, ибо на них основывается ее репутация.

Поведение общественного работника в личной жизни как бы является личным делом каждого в той мере, если оно не мешает выполнению служебных обязательств. Ни для кого не секрет то, что соц. работник, в общем, то, отвечает за свою профессиональную компетенцию, качество предоставляемых услуг, но он несет ответственность и за престиж собственной профессии и должен, в конце концов, содействовать уважению к ней.

Таблица 1- Ценностные предположения

Способность воспринимать, дифференцировать и осознавать факты и ценности была описана А. Маслоу как характеристика правильно функционирующего человека. Согласно его гуманистической теории личности, человек имеет ряд метаценностей (метапотребностей), или бытийных ценностей.

Несмотря на свой абстрактный характер, в реальной жизни они получают конкретное наполнение и приоритетность в зависимости от потребностей в самоактуализации личности.

Доминирующие ценности связаны не только с трудной жизненной ситуацией, но и с экзистенциальными приоритетами, витальными потребностями, мотивами личностного роста. Согласно классификации А. Маслоу, бытийные ценности индивида, метаценности можно представить в понятийных пропозициях (см. таб. 2).

Таблица 2 - Метаценности

Метаценности

Характеристики

Целостность

Единство, интеграция, тенденция к тождеству, взаимосвязь, организация, структура, дихотомия трансцендентного, порядок

Совершенство

Необходимость, справедливость, точность, неизбежность, уместность, правосудие, завершенность, долженствован ие

Завершение

Окончание, финал, утверждение, исполнение, судьба, рок

Справедливость, незапятнанность, порядок, законность, долженствование

Активность

Процесс, подвижность, спонтанность, саморегуляция, полное функционирование

Богатство

Диференциация, сложность

Простота

Честность, открытость, сущность, абстракция, основная структура

Правильность, форма, живость, простота, богатство, целостность, совершенство, завершенность, уникальность, благородство

Правота, доброжелательность, долженствование, справедливость, добрая воля, честность

Уникальность

Особенность, индивидуальность, несравнимость, новизна

Ненапряженность

Легкость, отсутствие напряжений, усилий, сложностей, изящество, совершенство

ЗАБАВА удовольствие, развлечение, юмор, изобилие, легкость

Истина, честь, реальность

Открытость, простота, богатство, долженствование, чистая и незамутненная красота, завершенность, сущность

Самодеятельность

Автономия, независимость, отсутствие необходимости в других для того, чтобы быть самим собой, самоопределение, выход за пределы среды, отдельность, жизнь по своим собственным правилам

Для социальной работы характерны следующие структурные сценарии, где в полной мере раскрывается «человек-нуждающийся»: конфессиональный, социальный, медицинский, социально-психологический. В данных структурных сценариях нашли отражения традиционные, радикальные, марксистские, интеракциональные подходы к «человеку-нуждающемуся».

Для каждого сценария характерна определенная система осмысления «человека-нуждающегося», феноменология процессов, базовые понятия, система описания и формы предметного языка.

В таблице 3 показаны основные составляющие структурного сценария и изменение парадигмы научного видения.

Таблица 3 - Составляющие структурного сценария

Современный шаг осмысления предметно-объектных связей, наконец, приводит к построению глобальных моделей структурных сценариев. И даже не надо и говорить о том, что человек становится «заложником» экологических катастроф, региональных конфликтов, массовых эпидемий. Всем известно о том, что это новейший тип проблем, ранее не встречавшийся в теории и практике социальной работы.

Для социальной работы стало традицией изучать проблематику клиента на фоне публичных и социально-экономических проблем. И даже не надо и говорить о том, что в указанных же вариантах трудности, стоящие перед клиентом, выходят за рамки его существования в общности, будучи соединены с вопросами его существования как социобиологической формы жизни. Мало кто знает то, что тут как проблематика, так и формы помощи носят не локальный социо - экономический либо социо - психологический, а макроэкологический подход, где предметная рефлексия строится применительно к жизненному сценарию личности. Всем известно о том, что вот почему жизненный сценарий становится базисным понятием социальной работы при таковых подходах к теории и практике помощи и, в конце концов, изменяет модус предметной рефлексии.

Одним из сложнейших вопросов теории и практики социальной работы в данной связи является вопрос адаптации субъекта к новеньким формам, способам жизни и общественного функционирования в итоге «пандемического» действия, т.е. воздействия, опосля которого состояние стресса охватывает довольно огромное количество людей. «Пандемическое» действие, «пандемическая» среда, как и система помощи и поддержки в этих критериях, стали, новеньким проблемным полем теории и практики, как всем известно, социальной работы на рубеже веков.

1. Профессиональная этика - это:

5. Деонтология социальной работы - это:

б) проблема ответственности;

б) учение о должном поведении специалиста;

д) учение о нравственности.

а) О.Конт;

б) Сократ;

в) И. Бентам;

г) И. Кант;

д) Гиппократ.

б) добро и зло;

д) справедливость и гуманизм.

а) Абу Али ибн Сине;

б) Гиппократу;

в) Эскулапу;

г) Эпикуру;

д) Сократу.

в) принцип утилитаризма;

14. Термин «этика» впервые упоминается в работе

а) Эпикура;

б) Платона;

в) Аристотеля;

д) Сократа;

г) этические кодексы;

д) все перечисленное.

б) принцип гуманизма;

д) принцип индивидуализма.

19. Этическими принципами проведения исследований в социальной работе являются:

г) сострадание и милосердие;

20. «Внешний» уровень этики социальной работы предполагает оценивание

а) эвдемонизм;

б) утилитаризм;

в) гедонизм;

г) деонтологическая этика;

д) детерминизм.

а) эмпатия и сочувствие;

г) субъективизм и релятивизм;

24. Идеал в социальной работе - это:

в) деонтологический критерий;

д) критерий моральности.

а) правила этикета;

а) 5 групп стандартов;

б) 6 групп стандартов;

в) 4 группы стандартов;

г) 8 групп стандартов;

д) 10 групп стандартов.

г) правило этикета;

31. Мораль - это:

г) правила этикета;

д) истинность и научность.

г) имеет априорный характер;

а) рационализм;

б) абсолютизм;

в) релятивизм;

г) дуализм;

д) эвдемонизм.

д) совесть и тактичность.

38. Профессионально-этическая регламентация в сфере социальной работы предполагает:

Просмотр содержимого документа
«Тестовые задания по дисциплине: «Этика и деонтология социальной работы»»

Тестовые задания по дисциплине:

«Этика и деонтология социальной работы»

1. Профессиональная этика – это:

а) подход, направленный на гармонизацию интересов социума индивида;

б) учение о должном поведении, поступках, образе действий;

в) наука о профессиональной морали как совокупности идеалов и ценностей, идей о

должном, этических принципов и норм поведения, отражающих сущность профессии.

г) совокупность правил, касающихся внешнего проявления отношения к людям.

2.Основными этическими ценностями социальной работы являются:

а) человек, общество, справедливость, свобода, равенство и др.;

б) социальная служба, клиент, социальная работа и др.;

в) общество, клиент, социальная группа, социальный институт и др.;

г) статус человека, пол, возраст и др.

3. Термин «деонтология» для обозначения учения о должном поведении, поступках, образе действий был введен английским философом И.Бентамом в

4. Этика постмодернизма предполагает:

а) долг и ответственность личности перед обществом и государством;

б) долг и ответственность государства перед личностью;

в) долг и ответственность личности перед своим непосредственным окружением;

г) освобождение от долга и ответственности.

5. Деонтология социальной работы – это:

а) совокупность внешних форм поведения и общения специалиста;

б) учение о должном поведении специалиста;

в) совокупность требований к личностным качествам специалиста;

г) учение о профессиональной морали.

6. Сущностью деонтологического конфликта является:

а) противоречие между интересами общества и государства;

б) проблема ответственности;

в) противоречие между сущим и должным;

г) противоречие между интересами личности и общества.

7. Научные исследования в области деонтологии могут осуществляться:

а) в контексте развития философской этики и профессиональной этики социальной работы;

б) в контексте развития законодательства;

в) в контексте развития материально-технической базы социальной работы;

г) в контексте развития информационного обеспечения социальной работы.

8. Основная проблема в развитии деонтологии заключается:

а) в недостатке финансирования;

б) недостаточном квалификационном уровне специалистов;

в) недостаточности исследований в данной области;

г) в недостаточном уровне морального сознания специалистов.

9. Деонтология социальной работы это:

а) учение о профессиональных ценностях;

б) учение о должном поведении специалиста;

в) совокупность требований к результатам профессиональной деятельности;

г) учение о личностных качествах специалиста;

д) учение о нравственности.

10. Термин «деонтология» ввел в научный обиход:

а) О.Конт;

б) Сократ;

в) И. Бентам;

г) И. Кант;

д) Гиппократ.

а) этические знания и зтические действия;

б) добро и зло;

в) нравственность и духовность;

г) профессиональный долг и ответственность;

д) справедливость и гуманизм.

12. Формулировка принципа «не навреди» предположительно принадлежит

а) Абу Али ибн Сине;

б) Гиппократу;

в) Эскулапу;

г) Эпикуру;

д) Сократу.

13. Какой из перечисленных принципов не является принципом деонтологии социальной работы?

а) принцип личной ответственности за порученное дело как в правовом, так и в моральном отношении;

б) принцип компетентности специалиста;

в) принцип утилитаризма;

г) принцип соответствия полномочий и ответственности;

д) принцип организованности и дисциплины.

14. Термин «этика» впервые упоминается в работе

а) Эпикура;

б) Платона;

в) Аристотеля;

д) Сократа;

15. Объектом этики социальной работы является:

а) профессиональная мораль специалистов;

б) правовые отношения социального работника и клиента;

в) нравственные ценности общества;

г) этические кодексы;

д) нормативно-правовые акты и должностные инструкции.

16. Целью этики социальной работы является:

а) поддержание правовых отношений социального работника и клиента;

б) оценка господствующей в обществе морали и системы ценностей;

в) анализ этических потребностей специалиста и клиента;

г) обеспечение и поддержание содержания и целей профессии;

д) все перечисленное.

17. Какой из перечисленных принципов не является принципом этикета социального работника?

а) принцип целесообразности действий;

б) принцип гуманизма;

в) принцип учета народных традиций и обычаев;

г) принцип эстетической привлекательности поведения;

д) принцип индивидуализма.

18. Этикет социального работника это:

а) совокупность обычаев и традиций социальной работы;

б) совокупность требований к внешним формам поведения и общения специалиста;

в) совокупность этических знаний специалиста;

г) совокупность требований к личностным качествам специалиста;

д) система ценностей социальной работы.

19. Этическими принципами проведения исследований в социальной работе являются:

а) добровольность участия, полнота информирования о ходе и результатах исследования и др.;

б) отказ от насилия, солидарность и др.;

в) поддержка всеобщего благосостояния, готовность к передаче знаний к другим;

г) сострадание и милосердие;

д) учет интересов отдельных социальных групп.

20. «Внешний» уровень этики социальной работы предполагает оценивание

а) социальной работы как социального института;

б) деятельности социального работника;

в) деятельности социальных служб;

г) отношений социальный работник - клиент;

д) отношений социальный работник - социальный работник.

21. Основными этическими ценностями социальной работы являются:

а) моральные ценности клиента;

б) благополучие людей, социальная справедливость и достоинство индивида;

в) ценности клиента и социальной группы;

г) моральные ценности социальных работников;

д) материальные средства и ресурсы.

22. Как называется направление в этике, считающее пользу основой нравственности и критерием человеческих поступков?

а) эвдемонизм;

б) утилитаризм;

в) гедонизм;

г) деонтологическая этика;

д) детерминизм.

23. Основными принципами этики социальной работы являются:

а) эмпатия и сочувствие;

б) объективность, экспертность, инновационность и др.;

в) конфиденциальность, доброжелательность, ответственность и др.;

г) субъективизм и релятивизм;

д) принцип творческого подхода к деятельности.

24. Идеал в социальной работе – это:

а) представление о совершенном состоянии специалиста, клиента, социальной работы;

б) предмет профессионально-этического кодекса;

в) деонтологический критерий;

г) направление деятельности социальной службы;

д) критерий моральности.

25. Этическое сознание социального работника предполагает наличие и сочетание:

а) нравственных знаний социального работника и потребностей общества;

б) нравственных знаний, нравственных убеждений и нравственных потребностей;

в) нравственных потребностей социального работника и потребностей клиента;

г) личностных убеждений специалиста и ценностей клиента;

д) нравственных знаний социального работника и потребностей клиента.

26. Моральные нормы в социальной работе - это:

а) правила этикета;

б) общие ценностные установки социальной работы;

г) характеристика направленности личности специалиста;

д) этические убеждения специалиста.

27. Профессионально-этический кодекс социальной работы это:

а) система ценностей и идеалов современного общества;

б) основной компонент этического сознания специалиста;

в) совокупность личных ценностей социальных работников;

г) совокупность ценностных ориентиров;

д) совокупность этических правил и норм поведения, требований к личности специалиста;

28. Профессионально-этический кодекс социального работника России был принят в

29. «Международные этические стандарты социальной работы» содержат

а) 5 групп стандартов;

б) 6 групп стандартов;

в) 4 группы стандартов;

г) 8 групп стандартов;

д) 10 групп стандартов.

30. Конфиденциальность в социальной работе это:

а) критерий эффективности деятельности;

б) принцип объективного подхода к деятельности;

в) профессионально-значимое качество личности специалиста;

г) правило этикета;

д) принцип сотрудничества социального работника и клиента;

31. Мораль – это:

а) устойчивые, стереотипные способы массового поведения, сложившиеся исторически;

б) форма общественного сознания, способ нормативной регуляции общественных отношений и поведения человека;

в) совокупность норм и правил поведения людей, утвержденных государством и обязательных для всех членов общества;

г) правила этикета;

д) совокупность обычаев и традиций.

32. Характеристиками моральных норм являются:

а) всеобщность и универсальность;

б) рациональность и объективность;

в) относительность, условность;

г) гуманистичность, толерантность;

д) истинность и научность.

33. Превентивная функция этики социальной работы заключается в:

а) удовлетворении интересов клиента социальной службы;

б) воспитании и совершенствовании личности социального работника и клиента;

в) формировании социально и профессионально одобряемых мотивов деятельности;

г) предотвращении поступков и действий, наносящих вред клиенту и обществу;

д) повышении статуса профессии социального работника в обществе.

34. Профессиональная мораль в социальной работе - это:

а) качественная характеристика взаимоотношений социального работника и клиента;

б) совокупность идеалов и ценностей, этических принципов и норм, отражающих сущность профессии;

в) совокупность личностных качеств специалиста;

г) совокупность целей и результатов деятельности;

д) совокупность этических потребностей социальных работников.

35. С точки зрения натуралистического подхода мораль -

а) это результат общественно-исторического развития человечества;

б) это результат биологической эволюции;

в) есть проявление надчеловеческого, сверхъестественного сознания;

г) имеет априорный характер;

д) есть выражение человеческой воли.

36. Как называется нравственный принцип, выражающийся в том, что моральным нормам придается относительный, полностью условный и изменчивый характер?

а) рационализм;

б) абсолютизм;

в) релятивизм;

г) дуализм;

д) эвдемонизм.

37. Основными критериями моральности в социальной работе являются:

а) содействие общественному прогрессу, социальная целесообразность и сотрудничество;

б) соблюдение интересов клиента;

в) соблюдение интересов профессиональной группы;

г) рациональность и объективность;

д) совесть и тактичность.

38 . Профессионально-этическая регламентация в сфере социальной работы предполагает:

а) разработку этических кодексов;

б) разработку и ведение должностных инструкций;

в) разработку дополнительных нормативно-правовых актов;

г) формирование интеллектуального потенциала социальной работы;

д) формирование системы ценностей клиента.

39. С каких позиций может выступать социальный работник по отношению к клиенту:

а) интересы отдельного клиента превыше интересов общества;

б) интересы государства и общества превыше интересов клиента социальной службы;

в) интересы клиента и интересы общества должны сочетаться гармонически;

г) интересы профессиональной группы социальных работников превыше интересов клиента и общества;

д) личные интересы социального работника превыше интересов клиента и общества.

40. Необходимость этико-аксиологического регулирования поведения и деятельности социального работника обусловлена

а) несовершенством нормативно-правовой базы;

б) инновационностью социальной работы как вида деятельности;

в) специфическим смыслом и содержанием деятельности;

г) дегуманизацией человеческих отношений;

в) популярностью стремлений к достижению личной выгоды.

Введение

Социальная работа – это сложная многоаспектная профессиональная деятельность различных социальных институтов по освобождению личностных резервов, обеспечению социального здоровья, гражданского и личностного комфорта, благополучия, конкурентоспособности и социальной интеграции .

Первоочередными целями социальной работы являются социальная поддержка клиента, его интеграция в социум, повышение степени самоконтроля и способности к самостоятельному решению проблем, изменение социальной среды, необходимое для проявления возможностей личностного роста, сохранения или восстановления чувства собственного достоинства, уважения себя и других . Цели и направления социальной работы базируются на реализации прав человека и оказании ему социальной поддержки. Социальная работа как процесс, главным образом, предполагает взаимодействие между личностью социального работника и личностью клиента или группой клиентов.

В связи с этим принципиальной профессиональной позицией социального работника безоговорочно является приоритет человека и общечеловеческих ценностей. На данной позиции основаны профессиональные ценности социальных работников, которые, в свою очередь, являются одним из источников и выражаются в этических нормах социальной работы , определяющих особенности морально-нравственной стороны социальной работы и специфику реализации принципов общечеловеческой морали в сфере социального обслуживания населения, деятельности социальных служб и социальных работников .

Теоретическому анализу профессиональных ценностей и этических норм социальной работы как профессиональной деятельности и посвящена данная работа.

1. Профессиональные ценности социального работника

Профессиональные ценности социального работника базируются на ценностях общества в целом и определяют смысл и направление профессиональных обязанностей. Предметом профессиональной деятельности социального работника являются человеческие проблемы, целью социальной работы – стремление к достижению благополучия человека и социальной справедливости, поэтому наиболее важной, ключевой и основополагающей профессиональной ценностью социальной работы является любая человеческая личность и уважение ее достоинства .

В связи с этим весь процесс социальной работы как профессиональной деятельности строится на следующих базовых ценностных принципах :

  1. Людям необходимо иметь доступ к ресурсам, которые нужны, чтобы преодолевать жизненные испытания и трудности; кроме того, у людей должны быть возможности для реализации своего потенциала в течение всей жизни;
  2. Каждый человек уникален и с рождения представляет значимость и ценность, следовательно, профессиональное взаимодействие (интеракция) с людьми должно способствовать утверждению их достоинства и индивидуальности;
  3. Люди имеют право на свободу до тех пор, пока они не посягают на права других, следовательно, профессиональное общение (трансакция) с людьми в процессе поиска и активизации их ресурсов должно усиливать их самостоятельность и способность к самоопределению;
  4. За реализацию вышеуказанных ценностей должны отвечать как отдельные граждане, так и все общество. Общество должно предоставлять условия и возможности для участия граждан в демократических процессах. Граждане должны соблюдать свою ответственность перед обществом, участвуя в демократических процессах.

На базовых ценностных принципах социальной работы построены основные профессиональные ценности-цели, или терминальные ценности социальной работы. К ним относятся :

  1. Уважение человеческого достоинства;
  2. Право человека на самостоятельное определение своих собственных потребностей и способов их удовлетворения;
  3. Равенство возможностей, ограниченное только природными способностями индивида;
  4. Социальная ответственность людей перед собой, своими семьями, общиной и обществом.

В соответствии с терминальными ценностями выделяют следующие инструментальные ценности (ценности-средства) социальной работы :

  • Уважение личности клиента и признание самоценности каждого индивида;
  • Принятие клиента таким, какой он есть;
  • Неосуждающее отношение к клиенту;
  • Уважение права клиента на самоопределение;
  • Уважение доверия клиента;
  • Вера в человеческую способность к изменению, росту и улучшению;
  • Умение понимать социальную природу человека как уникального создания, зависящего, однако, от других людей для осуществления своей уникальности;
  • Индивидуальный подход к клиенту;
  • Уважение конфиденциальности;
  • Эмпатия;
  • Эмоциональная открытость и контролируемое присоединение, т.е. умение достигать эмоциональной связи с клиентом, но при этом контролировать себя;
  • Профессиональное развитие;
  • Обязательство работать в интересах клиента;
  • Стремление к социальной справедливости.

Базовые ценностные принципы, терминальные и инструментальные ценности социальной работы реализуются в процессе непосредственного взаимодействия социального работника и клиента. Ценностями профессиональной деятельности социального работника как процесса взаимодействия с клиентом являются :

  1. Содействие общественному прогрессу посредством содействия самореализации клиента, повышению его личностного потенциала и, таким образом, повышения потенциала всего общества;
  2. Формирование высоконравственной личности как самого социального работника, так и его клиента;
  3. Социальная целесообразность, основанная на потребностях и возможностях общества;
  4. Сотрудничество участников процесса (социального работника и его клиента или группы клиентов), являющееся необходимым условием эффективного взаимодействия;
  5. Обеспечение всестороннего положительного влияния на участников процесса и оказание таким путем положительного влияния на все общество.

Таким образом, совокупность профессиональных ценностей социального работника базируется на принципах гуманизма и имеет структуру, компоненты которой затрагивают направления, сущность и содержание процесса социальной работы. Особенности всех аспектов профессиональной деятельности социального работника – принципиального, терминального, инструментального и процессуального – подчиняются ценностям человеколюбия и уважения к каждой человеческой личности, составляющим основу социальной работы. Профессиональные ценности как основа сущности профессии в целом являются источниками упорядоченной совокупности этических норм как основы деятельности каждого социального работника.

2. Этические нормы социального работника

Профессиональные ценности социального работника реализуются в этических нормах профессии. Профессиональная этика представляет собой совокупность норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности. Содержание трудовой этики определяется отношением людей к выполнению профессиональной деятельности, интегрированным в комплекс моральных ценностей и норм, находящих свое выражение в поведении человека в сфере трудовой деятельности.

В основе этических норм социальной работы наряду с профессиональными ценностями лежат следующие источники :

  • Общечеловеческие ценности;
  • Этические традиции благотворительности;
  • Ценности современного российского общества;
  • Этические нормативы зарубежных стран;
  • Личностные ценности и идеалы специалистов.

Принципиальными основами содержания этики социальной работы являются следующие положения :

  1. Каждый человек имеет право на самореализацию и обязан вносить свой вклад в благосостояние общества; в своей деятельности социальный работник руководствуется принципом социальной справедливости; социальный работник уважает основные человеческие права и действует в соответствии с Декларацией прав человека ООН и другими международными конвенциями в этой области.
  2. Социальные работники обязаны все свои знания и навыки направлять на оказание помощи отдельным людям, группам, общинам в их развитии, а также на разрешение конфликтов между личностью и обществом; социальный работник оказывает помощь каждому, кто нуждается в ней.
  3. Социальный работник соблюдает принцип личной неприкосновенности, конфиденциальности и ответственности использования информации в своей деятельности; социальный работник тесно сотрудничает со своими клиентами на их благо, но не в ущерб остальным; клиенты поощряются к участию в совместной работе и должны предупреждаться о риске и выгодах предполагаемого курса действий.
  4. Социальному работнику следует свести до минимума применение правового принуждения при решении вопросов клиента; социальная работа несовместима с прямой или косвенной поддержкой индивидов, властных структур, использующих терроризм, пытки и другие действия, направленные на угнетение людей.
  5. Социальные работники придерживаются этического кодекса, принятого их профессиональной ассоциацией.

Перечисленные положения отражены в следующих основных этических принципах социального работника :

  1. Принцип гуманизма , заключающийся в милосердии ко всем людям, любви к человеку и человечеству, рациональной организации помощи человеку не в абстрактных, а в конкретных формах.
  2. Принцип осуществления личностного подхода к человеку , подразумевающий акцент внимания на человеке как личности и уникальной индивидуальности. Личностный подход предусматривает поиск одаренности, нераскрытых способностей; понимание, а не осуждение клиента, равноправное сотрудничество с ним на основе добровольности и свободы выбора.
  3. Принципы доверия к клиенту и поддержания доверия клиента к социальному работнику , являющийся основой для установления взаимопонимания и эффективного взаимодействия между социальным работником и клиентом.
  4. Принцип альтруизма как отказ социального работника от собственных эгоистических и сиюминутных мотиваций во имя высших целей поддержки и терапии клиента.
  5. Принципы модальности, перманентности и компетентности , предполагающие гибкий подход социального работника к клиенту с учетом специфики его социокультурных, гендерных, возрастных и личностных особенностей (модальность); непрерывность коррекционных, терапевтических и поддерживающих действий в течение жизни клиента (перманентность); достаточный уровень и постоянное совершенствование знаний, умений и профессионализма социального работника (компетентность).
  6. Принцип посредничества , связанный со значительным взаимопроникновением социальной работы и других дисциплин (психологии, социологии, права, экономики, медицины) и свидетельствующий о том, что успешное разрешение проблемных ситуаций клиента возможно исключительно в результате применения комплексного подхода.

Этические принципы социальной работы представлены в этическом кодексе профессии, который служит ориентиром для выбора способов осуществления практической деятельности. Этический кодекс социального работника – это свод нравственных норм, предписываемых к исполнению, принятый ассоциацией или союзом профессиональных социальных работников и в дальнейшем служащий стандартом этических отношений в профессиональной деятельности . Кодекс профессиональной этики разрабатывается в соответствии с общими этическими нормами, специфическими обязанностями и вытекающими из них конкретными правилами.

Основной целью этического кодекса социальной работы является определение неоспоримых принципов работы в интересах защиты клиента. Однако социальный работник как представитель профессии имеет обязательства не только перед клиентами, но и перед работодателями, перед коллегами и перед обществом. Поэтому этический кодекс выступает как формализованное выражение ответственности:

  • Профессии перед обществом, которое санкционировало эту профессию;
  • Представителей профессии перед потребителями услуг;
  • Специалистов перед своей профессией .

В связи с этим основные стандарты этического поведения социального работника подразделяются на четыре группы:

  1. Стандарты, направленные на регулирование этических отношений между социальными работниками и клиентами, реализацию норм поведения социального работника по отношению к клиентам;
  2. Стандарты взаимоотношений социального работника с агентствами и организациями;
  3. Стандарты поведения социального работника в отношениях с коллегами;
  4. Стандарты по отношению к профессии .

22 мая 1994 г. на российской конференции членов межрегиональной Ассоциации работников социальных служб был принят профессионально-этический кодекс социального работника , включающий следующие основные принципы :

  1. Принципы моральной ответственности перед клиентом:
    • Работники социальных служб должны относиться к клиентам с присущей их профессии гуманистической направленностью;
    • Интересы клиентов являются приоритетными для работников социальных служб; благополучие клиента должно рассматриваться в качестве основного фактора при принятии любого решения работником службы;
    • Работники социальных служб должны соблюдать конфиденциальный характер отношений с клиентами и заботиться о неразглашении полученной информации;
    • Работники социальных служб должны способствовать свободному, самостоятельному и осознанному решению клиентом своих проблем.
  2. Принципы моральной ответственности перед обществом:
    • Деятельность работников социальных служб должна способствовать росту благосостояния всего общества;
    • Работники социальных служб должны откликаться на просьбу любого клиента вне зависимости от его образа жизни, происхождения, пола, сексуальных ориентаций, возраста и состояния здоровья.
  3. Принципы моральной ответственности перед профессией и коллегами:
    • Работники социальных служб обязаны накапливать и углублять свои знания и полноценно их использовать в профессиональной деятельности;
    • Работники социальных служб должны поддерживать и укреплять все то, что способствует осуществлению ими своего назначения;
    • Работник социальной службы должен стремиться к сотрудничеству со своими коллегами в интересах своих клиентов; отношения между работниками социальных служб должны строиться на взаимном уважении и доверии.

Основными этическими принципами социальной работы с клиентом являются :

  1. Соблюдение разумных интересов клиента : социальный работник должен заботиться о том, чтобы принести благо своему клиенту и обществу в лице этого клиента.
  2. Личная ответственность социального работника за нежелательные для клиента и общества последствия его действий : в процессе принятия решений о содержании дальнейшей работы с клиентом социальный работник должен выступать с позиций возможного, целесообразного, должного и желаемого результата.
  3. Уважение права клиента на принятие самостоятельного решения на любом этапе совместных действий : в каждом случае последнее слово остается за клиентом, т.к. он имеет право самостоятельно решать свою судьбу на основании собственного жизненного опыта, потребностей и мнения.
  4. Принятие клиента таким, каков он есть : социальный работник должен принимать и оказывать помощь любому клиенту, даже если клиентом социальной службы его сделали собственные недостатки.
  5. Конфиденциальность : сведения об условиях жизнедеятельности клиента, его личностных качествах и проблемах социальный работник может сообщить третьему лицу только с разрешения клиента и только тем, кто имеет отношение к решению проблем клиента.
  6. Доброжелательность : само содержание социальной работы как профессиональной деятельности основано на желании людям добра и осуществлении действий для достижения этой цели. Поэтому отсутствие доброжелательности в социальной работе недопустимо.
  7. Бескорыстие : отношение социального работника к клиенту не должно быть связано с материальной заинтересованностью социального работника. Деятельность социального работника оплачивается организацией, принявшей его на работу, но не клиентом.
  8. Честность и открытость : основой взаимного доверия и уважения социального работника и клиента как необходимого условия плодотворного сотрудничества является честность и открытость, не исключающая, однако, деликатности и такта.
  9. Полнота информирования клиента о предпринимаемых действиях : клиент является полноправным субъектом процесса социальной работы и имеет право знать обо всех действиях, которые предполагается предпринять для решения его проблем.
  10. Отсутствие предрассудков и предубеждений в отношении клиента : каждый человек имеет право на собственные убеждения, взгляды, идеи, мнения и т.п., и его воззрения не обязательно должны совпадать с воззрениями социального работника.

Этические принципы социального работника в процессе взаимодействия с клиентом реализуются в этических стандартах профессионального общения социального работника. К ним относятся следующие правила :

  • Социальный работник не должен участвовать в делах, связанных с ложью, обманом, подлогом.
  • Социальный работник должен четко разграничивать свои заявления как частного лица и как социального работника.
  • Социальный работник должен стремиться совершенствовать свои профессиональные знания и практический опыт, ставить служебный долг превыше всего.
  • Социальный работник должен направлять свои усилия на предупреждение негуманных или дискриминационных действий, направленных против одного человека или группы людей.
  • Социальный работник не должен использовать профессиональные отношения для достижения личных целей.
  • Социальный работник, занимающийся научной или исследовательской работой, должен проанализировать и предусмотреть ее возможные последствия для людей, убедиться, что участники исследования добровольно участвуют в нем, информировать об этом заранее и не оказывать на них давления (при этом сохранять конфиденциальность и уважать достоинство участников исследования).
  • Социальный работник должен защищать своих подопечных от дискомфорта, вреда, угроз, лишения каких-либо прав.
  • Социальный работник, анализирующий разнообразные случаи, может обсуждать их только с профессиональной целью и только с людьми, профессионально связанными с ними.

На этических принципах и стандартах основываются непосредственно этические обязательства социального работника перед клиентом , которые заключаются в следующем :

  1. Интересы клиента всегда должны быть на первом месте.
  2. Социальный работник должен работать с клиентом доброжелательно, лояльно, упорно, максимально используя профессиональные навыки.
  3. Никогда не использовать взаимоотношения с клиентом для достижения личной выгоды.
  4. Никогда не проявлять, не способствовать, не участвовать в любой форме дискриминации на основе расовых предрассудков или в связи с полом, возрастом, вероисповеданием, национальностью, семейным положением, политическими убеждениями, умственными или физическими недостатками, или по какому-либо другому признаку или личностным характеристикам, условиям, статусу.
  5. Социальный работник должен информировать клиента о возможном риске, правах, возможностях и обязанностях, представляемых ему социальной службой. Следует советоваться с коллегами, руководителями, если это может оказаться полезным для клиента.
  6. Социальный работник может прервать работу с клиентом только в особых случаях, приняв при этом меры, чтобы нанести клиенту как можно меньший ущерб.
  7. Социальный работник должен стараться максимально давать возможность клиенту самоопределятся, т.е. принимать решения по поводу своих проблем и методов их разрешения.
  8. Социальному работнику не следует участвовать от имени клиента в действии, которое нарушает или подрывает гражданские или юридические права клиента.

Как уже отмечалось, этика профессиональной деятельности социального работника распространяется не только на его взаимоотношения с клиентом, но и на взаимоотношения с работодателями и коллегами. Обязательства социального работника перед работодателями регламентированы действующим трудовым кодексом РФ и содержанием трудового договора, а профессиональный долг социального работника по отношению к коллегам включает следующие аспекты :

  • Поддержание стабильности и сплоченности коллектива, создание в нем атмосферы коллективизма, товарищества и взаимной поддержки;
  • Подчинение своих действий единым для всего коллектива целям, содействие коллегам в достижении этих целей, обеспечение согласованности действий всех членов коллектива;
  • Открытость, честность, доброжелательность и взаимная поддержка в отношениях с коллегами;
  • Обмен опытом работы;
  • Высокая требовательность к себе и к другим, критическое отношение к отступлениям от профессиональной морали.

Наряду с обязательствами перед клиентами, работодателями и коллегами социальный работник должен осуществлять профессиональную деятельность с учетом морального долга перед профессией. Этические нормы социального работника по отношению к профессии заключены в следующих основных принципах :

  • Социальный работник должен придерживаться и умножать целостность, этику, знание и миссию социальной работы;
  • Социальному работнику следует защищать достоинство и цельность профессии;
  • Социальный работник должен критически оценивать и быть в центре знаний, касающихся социальной работы;
  • Социальный работник должен участвовать в накоплении знаний социальной работы, делиться результатами исследований и практическим опытом с коллегами.

Очевидно, свод общих правил профессиональной этики не может предусмотреть жизненных ситуаций во всем их многообразии. Поэтому перечисленные этические принципы отражают только основные требования к деятельности социального работника. В каждом индивидуальном акте профессиональной деятельности социальный работник должен руководствоваться этическими нормами своей профессии.

Таким образом, этические нормы социальной работы основаны на профессиональных ценностях и распространяются на все виды профессиональных отношений социального работника. В ходе выполнения профессиональной деятельности социальный работник должен ориентироваться на этические принципы моральной ответственности перед клиентом, перед коллегами, перед работодателями и перед профессией. Только таким образом возможно адекватное достижение конечных целей социальной работы.

Заключение

Теоретический анализ профессиональных ценностей и этических норм социального работника, проведенный в данной работе, позволяет сформулировать следующие выводы:

  1. Социальная работа как профессиональная деятельность, направленная на достижение гуманистических целей, осуществляется с позиции профессиональных ценностей , в основе которых лежат принципы человеколюбия и уважения прав и достоинства личности.
  2. Профессиональные ценности социальной работы являются одним из источников этических норм профессии, которые представляют собой совокупность норм и правил, которыми должен руководствоваться работник в своей деятельности.
  3. Этические нормы социального работника регулируют его профессиональную ответственность на всех уровнях профессиональных отношений. Ответственность как принцип социальной работы осуществляется на уровне ответственности перед клиентом (приоритет его интересов), перед коллегами (сотрудничество, корректность), перед работодателями (выполнение обязанности перед соответствующим органом социальной защиты), перед профессией (сохранение базовых ценностей и предназначения социальной работы) .
  4. Стандарты этических отношений в профессиональной деятельности содержатся в этическом кодексе социального работника, представляющем собой формальное выражение ответственности социального работника перед клиентами, работодателями, коллегами и профессией. Кодекс профессиональной этики разрабатывается в соответствии с общими этическими нормами, специфическими обязанностями и вытекающими из них конкретными правилами.

При осуществлении каждого акта профессиональной деятельности социальный работник должен руководствоваться профессиональными ценностями и этическими нормами своей профессии.

Список литературы

  1. Медведева Г.П. Этика социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. – 208 с.
  2. Основы социальной работы: Учебник /Отв. ред. П.Д.Павленок. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Инфра-М, 2003. – 395 с. – (Серия «Высшее образование»).
  3. Словарь-справочник по социальной работе / Под ред. Е.И.Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 424 с.
  4. Социальная работа: Учеб. пособие / Под общ. ред. проф. В.И.Курбатова. – 3-е изд., перераб. и доп. – Ростов н/Д.: Феникс, 2003. – 480 с. – (Серия «Высшее образование»).
  5. Справочное пособие по социальной работе / Под ред. А.М.Панова, Е.И.Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. – 168 с.
  6. Технологии социальной работы: Учебник / Под общ. ред. проф. Е.И.Холостовой. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 400 с. – (Серия «Высшее образование»).
  7. Фирсов М.В., Студенова Е.Г. Теория социальной работы: Учеб пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 432 с.
  8. Ярская-Смирнова Е. Профессиональная этика социальной работы: Учебник. – М.: Ключ-С, 1998. – 96 с.
Похожие публикации