Презентация рисование сказочная птица в подготовительной группе. Как нарисовать сказочную птицу. Схемы поэтапного рисования перелётных и домашних птичек

Цель: Вызвать у детей желание выполнить работу (образ сказочной птицы); побуждать их к созданию разнообразных образов, используя разные средства выразительности (цвет оперения, разные формы клюва, хвоста, украшения на голове, раскрытые крылья и т.д.); совершенствовать технику рисования; упражнять в свободном изображении округлых форм, рисовании всей кистью и ее концом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по рисованию в подготовительной группе «Сказочная птица»

Образовательная область «Художественное творчество»

Цель: Вызвать у детей желание выполнить работу (образ сказочной птицы); побуждать их к созданию разнообразных образов, используя разные средства выразительности (цвет оперения, разные формы клюва, хвоста, украшения на голове, раскрытые крылья и т.д.); совершенствовать технику рисования; упражнять в свободном изображении округлых форм, рисовании всей кистью и ее концом.

Связь с другими видами деятельности: лепка птицы и рисование на тему: «Птицы на участке детского сада»; наблюдение за птицами на прогулке; чтение сказки П.П. Ершова «Конек-горбунок»; рассматривание иллюстраций; формирование индивидуальных замыслов; развитие творческих способностей у детей.

Материалы: Листы тонированной бумаги (на каждого ребенка), гуашь, кисточки, подставочки для кисточек, тряпочки, банки с водой, магнитофон, диск «Классика для малышей».

Подзову детей к себе, обращу внимание на внешний вид. (Стук в дверь. Входит Иванушка.)

Иванушка: Здравствуйте, люди добрые (кланяется). Зовут меня Иваном. Пришел я к вам из сказки. А из какой сказки, попробуйте угадать? Скажу только, что в сказке есть у меня товарищ верный, друг дорогой:

«Ростом только в три вершка,

На спине с двумя горбами,

Да с аршинными ушами».

Иванушка: Ну, угадали? Что же это за друг у меня такой? И из какой сказки я к вам пришел? («Конек-горбунок»).

Иванушка вздыхает, становится грустным.

Воспитатель: «Что Иванушка не весел?

Что ты голову повесил?»

Иванушка: Случилась беда у меня. Велел мне царь добыть жар-птицу в государеву светлицу. А где мне ее найти? И как она выглядит? Не знаю. Спасибо Конек мой верный к вам меня привез. Он сказал, что вы мне поможете.

Воспитатель: Дети, давайте поможем Иванушке? (Да).

Иванушка: Вот спасибо. А как вы мне поможете?

Воспитатель: А мы, Иванушка, нарисуем тебе жар-птиц. Да не одну, а вот сколько - много. Каждый тебе нарисует свою птицу.

Иванушка: Это хорошо, да только эти птицы будут не живые, а нарисованные.

Воспитатель: Не переживай. Как только наши птицы попадут в сказку, то они сразу оживут.

Иванушка: Вот спасибо вам. Ну, вы пока рисуйте, а я пойду Конька-горбунка покормлю. А то он устал с дороги. А потом и к вам ворочусь. До встречи.

Воспитатель: Дети, надо нам помочь Иванушке. Давайте мы с вами нарисуем ему сказочных, волшебных птиц. Скажите, а вы видели жар-птиц? Расскажите, каких сказочных птиц вы видели? Чем они похожи на настоящих птиц? Что у них есть? (голова, туловище, хвост и т.д.) А чем же они отличаются? Чем они не похожи на настоящих птиц? (яркое оперение, красивый длинный хвост, украшение на голове и т.д.) А какими цветами мы будем рисовать жар-птицу? (желтым, красным, оранжевым). А как мы называем эти цвета? Какие они? (теплые цвета). Надо нам с вами постараться и хорошо нарисовать птиц. А чтобы не получились у наших птиц перышки грязными, что надо делать? (хорошо промывать кисточку). Когда это надо делать? (перед рисованием краской другого цвета). А чтобы не потекла краска после промывания кисточки, что мы делаем? (просушиваем кисточку о тряпочку).

Сажаю детей за столы.

Воспитатель: А теперь закройте глазки (включаю музыку), и представьте себе, какую сказочную жар-птицу вы хотели бы нарисовать? И приступаем к работе.

Дети рисуют. Я хожу, смотрю. Если кто-то затрудняется, подскажу с чего начать или показываю на своем листе бумаги. После окончания рисования говорю детям: «Посмотрите, какие замечательные птицы у нас получились. Действительно сказочные, волшебные. И птицы наши как жар горят, даже светлее стало в группе. Иванушка будет очень рад. Вот просохнут наши работы, и вы отдадите их Иванушке. А он отнесет их в сказку, и там наши птицы оживут. Молодцы».


Айнура Акматова

Жар птица.

Жар птица в сказке лишь бывает,

А где живет она, кто знает?

Мечтают все ее поймать -

Свои желания исполнять!

Лилия Зенкова

Программное содержание. Учить передавать сказочный образ жар-птицы в рисунке через подбор цвета красок и строения тела; закреплять знания детей о том, как художник преображает реальные образы в сказочные; развивать творческие способности детей при рассматривании изображений. Формирование информационной культуры, интереса к произведениям художественной литературы и изобразительного искусства. Воспитывать аккуратность, способность к самовыражению.

Материал: Иллюстрации сказочных птиц, листы формата А-4, гуашь, кисти, влажные салфетки. Аудиозапись; образец готового рисунка для объяснения цели работы; бумага для поэтапного показа воспитателем выполняемой работы.

Предварительная работа.

1 Чтение сказок - «Жар-птица», П. Ершова «Конек-горбунок»; просмотр мульфильма «Иван Царевич и Жар-птица», просмотр отрывков из балета «Жар-птица».

2 Рассматривание иллюстраций к волшебным сказкам с изображением жар-птицы.

3 Д/И «Цветик-семицветик». (на определение -холодные и теплые цвета).









Публикации по теме:

Цель: -учить передавать в рисунке красоту цветущего луга,форму цветов -свободно располагать цветы по всему листу -отрабатывать приёмы рисования.

Конкурсная программа «Музыка и птицы». Средняя старшая, подготовительная группы Конкурсная программа «Музыка и птицы». Средняя старшая, подготовительная группы МДОУ «СКАЗКА» Музыкальный руководитель:Тиханович г. В. 23.06.2015.

Конспект НОД по физкультуре «Зимующие птицы» (подготовительная группа) Тема НОД: «Зимующие птицы» Направление развития: физическое развитие Образовательная деятельность: «Физическое развитие»,«Познавательное.

Целью является развитие познавательных процессов, речи, мелкой моторики пальцев рук и развитие коммуникативных навыков у детей старшего.

Конспект организованной образовательной деятельности «Зимующие птицы» (подготовительная группа) Конспект организованной образовательной деятельности «Зимующие птицы».Подготовительная группа «А».Цели: 1. Дать детям представление о видах.

НОД по художественному творчеству рисованию «Перо жар-птицы». Подготовительная группа Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Сухомлинский В. А. Интегрированная организованная.

Конспект совместной деятельности по изобразительному искусству в подготовительной группе на тему: Волшебная птица.

Задачи:

Образовательные - продолжать учить детей самостоятельно и творчески отражать свои представления о красивых объектах разными изобразительно-выразительными средствами; учить использовать пооперационные карты в своей работе; знакомить с техникой рисования акриловыми красками.

Развивающие - развивать эстетическое восприятие, воображение, пластику движений, чувство цвета; развивать чувство ритма и композиции; развивать речь детей, способность выражать свое мироощущение; формировать умение сопереживать, сочувствовать.

Обеспечить сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей.

Воспитательные - воспитывать умение замечать красоту окружающего мира, любоваться им; воспитывать культуру отношений между мальчиками и девочками. Создать условия для свободного творчества .

Оборудование: ноутбук, презентация «Яркий птичий мир», мультимедиа, птица-игрушка в мешочке, разноцветные перчатки для детей и педагога, акриловые краски, кисти №2 и 4, тряпочки для вытирания кисти, заготовки перьев из ламината, цветной силуэт птицы, пооперационные схемы выполнения узоров.

Ход совместной деятельности:

Сюрпризный момент.

Воспитатель здоровается с детьми. У него в руках мешочек.

Здравствуйте ребята. Я очень рада, что мы сегодня встретились с вами. У меня для вас загадка-сюрприз. Отгадайте загадку, спрятанную в этих рисунках. (Далее детям предлагаются модели, описывающие птицу: желтый цвет, глаз, лапка, клюв, крыло)

Вы правильно отгадали! Это птица.

Воспитатель предлагает одному из детей развязать мешочек, другому достать птицу.

Кто из вас догадался, о чем пойдет речь сегодня? Конечно о птицах.

Просмотр презентации:

Я приглашаю вас посмотреть, насколько разнообразен птичий мир. Садитесь поудобнее, начинаем.

Дети садятся на стульчики напротив экрана.

Просмотр презентации «Яркий птичий мир» (5 изображений). В ходе просмотра педагог обращает внимание детей на оперение птиц, их окраску, рисунок.

Посмотрите на хвост и крылья этого красавца. Чем они интересны? (Это попугай. Его крылья и хвост голубого цвета. Плечи и центр хвоста у него красные. И еще природа украсила его ярко-зелеными перышками)

Какие краски использовала природа для этой птицы? (Ярко-синий, черный, белый, светло-коричневый, розовато-красный)

В чем особенность окраски этой маленькой птички? (Она нежно-голубого цвета. Есть черные и белые полоски. Из них получается узор.)

Какой вы видите рисунок на хвостовом оперении павлина? (Большие зеленые круги, с синим маленьким кругом посередине. И еще есть оранжевый и темно-синий цвет. А на спинке у него светло-зеленые блестящие маленькие перышки.)

Какие слова можно подобрать к окраске этого создания? (В ее окраске использовано много цветов: темно-коричневый, светло-коричневый, рыжий, голубой, серый, зеленый, белый. Ее крылья украшены белыми полосочками.)

Чем тебе необычны эти птицы? (они окрашены необычно, их перья в пятнышках, в полосочках, ярких, сочных цветов…)

Физминутка: Давайте попробуем проследить за полетом птицы. Делать мы это будем только глазами. Представьте, что птица полетела вправо, влево, вправо, влево, вверх, вниз, вверх, вниз. А теперь она летает по кругу, большая птица (широко открытые глаза) и маленькая птичка (прикрытые глаза). А теперь она быстро-быстро замахала крыльями (быстро моргать).

Пластический этюд:

Все эти птицы великолепны, они очень красивы, но они не двигаются, они замерли на экране.

Давайте попробуем представить, что эти чудесные птицы ожили. В этом нам помогут разноцветные перчатки. Воспитатель достает из сундучка разноцветные перчатки и раздает их детям.

Погладьте свои перчаточки. Какие они? (мягкие, пушистые, похожи на птичьи перышки)

Надевайте их.

Дети надевают перчатки, общаются, рассматривают крылья, двигают ими.

Педагог помогает сцепить большие пальцы рук так, чтобы получилась птица.

Чтобы ваши руки в перчатках превратились в разноцветных птиц, нужно повернуть руки ладошками к себе, скрестить их и соединить большие пальцы. Подвигайте всеми пальцами, как будто птица летит. У вас получились замечательные птицы, а теперь, посмотрите, появляется большая птица (педагог надевает перчатки и изображает птицу) и зовет нас за собой. Что-то случилось! Она говорит о том, что нужна наша помощь – волшебство слабеет. Летите за ней! (Фрагмент музыки)

Маленькие птички летят за большой птицей. Она их ведет к столу

Садитесь за стол. Птицы превращаются в детей. Повторяйте движения за мной.

Все садятся за стол, складывают руки-крылья, снимают перчатки и превращаются в детей. Педагог показывает движения, при помощи которых дети снимают перчатки. (погладьте большой пальчик, указательный, средний, и т.д. кончик перчаточки стягиваем вверх) Складывают их обратно в сундучок.

Практическая часть:

На мольберте волшебная птица, она закрыта легкой тканью.

Ребята, посмотрите, вот зачем нас позвали птицы на помощь!

Педагог открывает птицу. На мольберте волшебная птица без хвостового оперения. Перья лежат рядом.

С волшебной птицей случилась беда. Она потеряла свои перья. И вместе с перьями пропало волшебство. Как вы думаете, почему?

Все вместе рассматривают птицу, выясняют, что волшебство слабеет, потому, что перья у птицы бесцветные, прозрачные. Такого в природе быть не может, это действительно непонятное, странное явление.

Надо раскрасить их в яркие цвета.

Давайте поможем птице, вернем ей цвет и красивый узор ее перьям.

Ребята, перья у птицы должны быть не простые. Они не могут быть раскрашены одним цветом. Ведь это волшебная птица. На ее перьях узоры необычайной красоты. Все перышки разные.

Я приготовила для вас разные варианты узоров, которыми можно украсить перья. Выберите себе один и попробуйте создать собственное перышко. Мальчики уступают право выбора девочкам. (Если два ребенка выбрали один и тот же узор – предложить детям поменяться местами.) Сначала нужно выполнить первый этап, затем перейти ко второму, после того, как выполнили, приступаем к третьему этапу.

А работать сегодня мы будем не простыми красками. Это акриловые краски. Ими можно раскрашивать не только бумагу, но и гладкие прозрачные поверхности, такие, как наши перышки. Чтобы ими рисовать, вода не нужна, они уже полностью готовы к работе. Но, как же быть, если вы хотите взять другой цвет? (вытереть кисть об тряпочку и продолжать работать другим цветом)

Давайте поможем вернуть волшебной птице ее красоту. Берите кисти, акриловые краски и приступайте к работе. Вы можете дополнить узор своим орнаментом.

Каждый ребенок раскрашивает одно перо.

В ходе работы звучит волшебная музыка.

Анализ:

Дети соединяют свои перышки вместе, прикрепляют их к птице. (используется липучка, заранее закрепленная на перышках)

Ребята, посмотрите, какая красивая птица у нас получилась!

Как вы думаете, почему получилось так красиво? (потому что работали все вместе, старались украсить, спасти волшебство)

Она словно ожила, и к ней вернулось волшебство. Эта волшебная птица может жить в группе и приносить вам удачу. А еще, если погладить ее по головке и загадать желание, то оно непременно сбудется.

Дети по очереди подходят к волшебной птице и загадывают желания.

Я приготовила для вас книгу о птицах. Возьмите ее с собой в группу. Она поможет вам еще больше узнать о жизни птиц. До свидания.


Рисунок из ладошки «Птичка» мастер-класс с пошаговым фото.
«Птичка» рисунок из ладошки, пошаговая инструкция с фото.

Жердева Татьяна Александровна, воспитатель МКДОУ «Детский сад № 11 с Прохладное Надеждинского района» Приморского края
Дети начинают рисовать с самого раннего возраста. Но это может произойти только при условии, если взрослый даст ребёнку карандаш, научит его держать и покажет, как следует проводить линии. При этом следует помнить, что творческие проявления в рисовании у детей 4-5 лет во многом зависит от способа восприятия, направленных на самостоятельное обследования изображений.
Одним из возможных художественных приёмов является контурный рисунок ладошки ребёнка, который служит основой для графического изображения. Каждый новый образ «скрыт» в контуре ладошки. Увидеть его можно с помощью нескольких линий, которые превратят контуры пальчиков в предмет.
Каждый рисунок – это маленькая игра. Не стоит стремиться к тому, чтобы рисунок ребёнка был копией изображения, - это лишь ваш образец. А оригинал обязательно будет другим.
Описание: мастер-класс предназначен для детей старшего дошкольного возраста, воспитателей.

Назначение: использовать на занятиях рисования.
Цель: рисование нетрадиционным способом.
Задачи: сохранение направленности движений карандашом, своевременная остановка и регуляция размаха движения в зависимости от величины закрашиваемой поверхности, изменение направления движения в зависимости от направленности линий контура изображаемых предметов., рисование предметов округлой, овальной формы, умение передавать пропорции, форму и строение предметов. Развивать графические навыки.
Материал: альбом, простой карандаш, восковые мелки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, рисунки с изображением птиц.

Последовательность выполнения:

1. Растопырив пальчики, приложить ладошку к листу и обвести простым карандашом.

2. У запястья рисуется круг – голова птицы.


3. Четыре растопыренных пальца образуют хвост.


4. Большой палец – будет крыло.


5. Рисунок закрашивается и вот такая получается птичка.

В образовании и воспитании детей 6–7 лет первоочередной становится задача подготовки ребят к школе. Каждое занятие направлено на формирование и закрепление тех умений и навыков, а также на развитие личностных качеств, которые необходимы будущему первокласснику для обучения в начальной школе.

Занятия по изобразительной деятельности способствуют всестороннему развитию дошкольников: отвечают познавательным потребностям детей, способствуют расширению словарного запаса, прививают чувство прекрасного. Рисуя, ребята учатся прогнозировать и анализировать действия, поэтапно создавать композицию с учётом начальных знаний о перспективе, выполнять различные приёмы карандашом или кистью, чем готовят руку к важнейшему процессу в первом классе - освоению письма.

Для подготовительной группы одной из самых интересных тем для урока рисования, несомненно, станет «Птицы», где будут рассмотрены как перелётные, так и домашние пернатые.

Подготовка к занятию по рисованию в подготовительной группе детского сада.

Занятия по изобразительной деятельности (рисованию, конструированию и лепке) проводятся с воспитанниками подготовительной группы три раза в неделю. По лепке и аппликации занятия чередуются и проводятся раз в две недели, по рисованию - два занятия каждую неделю.

Как правило, рисование является одним из любимых видов творческой деятельности у детей. Процесс создания зрительного образа при помощи простых действий приносит позитивные эмоции. Ребята владеют основными техниками и приёмами, проявляют большую самостоятельность в рисовании. При разработке рабочей программы по рисованию в подготовительной группе необходимо соблюдать критерии к проведению занятий с детьми возраста 6–7 лет:

  • Использование имеющегося у детей опыта работы с обязательным привлечением чего-то нового. Закрепление навыков рисования происходит при создании каждого последующего рисунка, но при этом в конце занятия воспитанники должны иметь ответ на вопрос: «Чему вы сегодня научились?» Разнообразные формы и способы применения имеющихся способностей активизируют интерес ребят к творческой деятельности. Например, воспитанники подготовительной группы знают основные цвета и оттенки, имеют представление о сочетании цветов, умеют смешивать гуашь и высветлять акварельные краски. Опираясь на эти навыки рисования у ребят, воспитатель учит их видеть красоту цветового многообразия окружающего мира и передавать зримое на листе бумаги плавными переходами, акцентами. Ребята умеют правильно держать кисть и аккуратно рисовать линии и закрашивать контуры, владеют разными способами рисования кистью: всем ворсом, кончиком, тычками, нанесением отдельных мазков разной толщины. Но их нужно научить рисовать цветными карандашами. В подготовительной группе ребята учатся аккуратно закашивать контуры карандашной штриховки, применяя различную степень нажима.
  • Обучение следованию словесными указаниям и прогнозированию действий. Прямой показ как метод работы не проводится воспитателем в подготовительной группе (исключение только для первого опыта рисования новыми материалами - пастелью, сангиной, мелом, а также индивидуального показа для тех, у кого возникают трудности в выполнении задания). С воспитанниками обсуждается план действий по рисованию предмета или сюжета, конкретные практические приёмы. В возрасте 6–7 лет ребята могут самостоятельно восстановить этапы рисования показанного им образца готовой работы по заданию.
  • Разработка собственного замысла. Старшим дошкольникам предоставляется максимальная свобода в продумывании образа для рисунка, материалов и приёмов, которые нужны для зрительного воплощения.
  • Игра - по-прежнему основной вид деятельности у ребят, поэтому обучать приёмам рисования следует с активным использованием игровых форм. Воспитатель должен включать в ход занятия сюрпризные и игровые элементы исходя из установленной темы.

В старшей группе ребята ознакомились с тремя видами рисования: предметным, сюжетным и декоративным. В подготовительной группе большое значение уделяется рисованию по представлению. Воспитанники работают со зрительными образами памяти, анализируют демонстрируемые иллюстрации и другие наглядные материалы. Занятия по теме «Птицы» не предполагают закрепления и оттачивания навыка рисования с натуры. Изображения птиц ребята рассматривают на картинках и плакатах, воспитатель обращает внимание на птиц во время прогулки - ребята выделяют особенности различных видов птиц (размер, форма головы/туловища/клюва, цвета и оттенки в оперении) и фиксируют их характерные движения: птица села на ветку, взлетела, клюёт ягоды, плывёт и т. д. По представлению ребята рисуют и образы сказочных птиц (Жар-птица, Финист).

Передача в изображении этих движений в простых действиях - основная задача сюжетного рисования в подготовительной группе. Ребята переносят на лист бумаги своих ощущения от окружающей действительности, изображают смысловые связи между объектами и предметами. По теме «Птицы» воспитанники продумывают сюжетный момент, стараются заполнить изображением всю площадь листа, помня о перспективе (ближние объекты рисуются ниже на листе, дальние - выше).

Тема «Птицы» раскрывается и в декоративном рисовании старшими дошкольниками. Это условные изображения птиц в составе сложного узора для декорирования тарелки, шкатулки, разделочной доски, подноса и других предметов. Дети могут нарисовать птиц по мотивам городецкой, хохломской и гжельской росписей, филимоновской, дымковской и богородской игрушек.

Образцы работ по теме «Птицы», выполненные в различных способах рисования.

Пример предметного рисования Пример сюжетного рисования Рисование по представлению героев басни Пример рисования по представлению Декоративное рисование по мотивам хохломской росписи Декоративное рисование по мотивам гжельской росписи Декоративное рисование по мотивам дымковской игрушки Декоративное рисование по мотивам филимоновской игрушки

Техники и приёмы рисования в подготовительной группе.

Старшие дошкольники на занятиях по рисованию создают работы не только красками, но и карандашами. В возрасте 6–7 лет ребёнок может выполнять равномерную яркую штриховку грифельными и восковыми цветными карандашами. Он может достигнуть в карандашном рисунке различных оттенков одного цвета (за счёт интенсивности нажима в процессе штриховки). Простым карандашом ребёнок учится создавать предварительный набросок: обозначает контуры предмета без прорисовки отдельных элементов. Для яркого выделения контуров и деталей раскрашенных объектов могут быть использованы цветные фломастеры.

При рисовании красками старшие дошкольники отрабатывают навыки смешивания и выбеливания красок на палитре для получения нужных по замыслу цветов и оттенков. В подготовительной группе ребята используют в работе приёмы примакивания и мазков, рисуют как всем ворсом кисти, так и кончиком.

Акварельные краски часто используются на занятиях по рисованию. Рисуя грифельными карандашами или акварелью, ребята учатся видеть красоту светлых оттенков. На всей площади листа воспитанники рисуют расплывчатый фон акварельными красками.

Гуашь используется в декоративном рисовании или при создании тех предметных и сюжетных работ, в которых по замыслу предполагается нанесение цвета на цвет.

В качестве основы рисунков используются наборы белой и цветной бумаги, специальной для акварели и гуаши, ватман (как правило, для создания коллективных работ или реализации творческих проектов). Тонированная бумага привлекается для работы редко, в основном для создания декоративного узора по мотивам народной живописи. На занятиях по предметному и сюжетному рисованию ребята учатся создавать фон самостоятельно (однотонный или с плавными переходами).

По теме «Птицы» проводятся занятия с использованием нетрадиционных техник рисования: восковыми мелками с зарисовкой акварельной краской, ватными палочками, мелом на наждачной бумаге, в техниках граттаж, монотипия и т. д.

Примеры рисунков птиц, выполненных в нетрадиционных техниках.

Примеры работ в технике пальчиковой живописи Рисунок в технике граттаж Рисунок в технике граттаж Пример работы в технике граттаж (раскрашенным цветным фоном основы) Рисунок в технике печатания Пример кляксографии Пример монотипии в детском рисунке Работа в технике монотипия Работа в технике поинтилизм (рисование ватными палочками)

Рисование по теме «Птицы» в подготовительной группе можно сочетать с другими техниками изобразительной деятельности - аппликацией и лепкой. Высохшие акварельные и гуашевые рисунки ребята дополняют деталями или фигурками по замыслу. Например, на рисунке синицы карандашами можно приклеить слепленные из пластилина зёрна или жатые кусочки салфетки в качестве «хлебных крошек». Изображение ветки, на которую сел снегирь, хорошо дополнить пластилиновыми ягодами рябины. Материалы для создания аппликации на рисунке возможны разнообразные: ватные диски, шарики из салфеток, природный материал, вырезанные мотивы из фантиков и журналов. Привлекается использование пластилинографии - нетрадиционной техники рисования путём размазывания пластилина. Пластилиновые мазки помогают красиво и оригинально оформить фон рисунка: небо, полянку, листья деревьев или снег на ветке.

Примеры рисунков птиц в сочетании с другими изо-техниками.

Ягоды выполнены в технике сминания бумажных элементов Рисунок дополнен пластилиновыми элементами Сочетание техник рисования и аппликации Сочетание техник рисования и аппликации (коллективная работа) Дополнение рисунка пластилиновыми элементами Рисунок красками с пластилиновыми элементами Смешанная техника (рисование и аппликация)

Индивидуализация заданий по теме «Птицы» в подготовительной группе.

Индивидуальный подход в обучении реализуется через личностный подход к учащимся, разработку дифференцированных заданий (по уровню сложности или по замыслу) и настрой занятий не на «среднего ученика», а на развитие умений и навыков каждого ребёнка в группе. Для занятий по рисованию в подготовительной группы этот подход осуществляется через соблюдение воспитателем следующих принципов и методов работы:

  • Знание индивидуально-психологических особенностей каждого воспитанника. Педагог должен знать особенности внимания и памяти, степенью владения тем или иным навыком, стремлением работать в группе или обособленно у каждого ребёнка. Непосредственно во время проведения занятия воспитатель должен обращать внимание на эмоциональное состояние воспитанников: увлечённые и активные ребята должны получить задание с усложнением, а те, кто неуверен в своих способностях или пребывает по каким-либо причинам в плохом настроение, получают посильные выполнению задания. Варианты заданий для успевающих воспитанников: дополни рисунок пластилиновым элементами (ягоды рябины, глаза птицы, листья на ветке); укрась работу аппликацией (ствол дерева, трава, цветы) или природным материалом (листья, веточки); проработай фон детально или в технике пластилинография (рисование пластилиновыми мазками травы, кроны дерева, облаков, неба и солнца).
  • Стимулирование познавательной деятельности, желания делиться с другими собственным опытом, примерами из жизни. Например, на занятии по теме «Синички» воспитатель может спросить, когда и где ребята видели этих птиц. Кормили они их? Делали для них кормушки (с родителями или в младших группах)? В начале занятия «Домашние птицы» рекомендуется провести беседу: кто из ребят на каникулы уезжает за город, видели ли они птичий двор, какие птицы держут в деревнях; у кого дома живут попугаи, канарейки или другие декоративные птички, какие у них особенности (оперения, голосовые).
  • Свобода творческого замысла и его воплощения. Дети 6–7 лет активно анализируют предстоящую по заданию работу, продумывают этапы создания рисунка. Воспитатель не должен ограничивать фантазию воспитанников, но направлять её в нужном направлении. Детям должен быть предоставлен доступ к стеллажу/шкафу с кистями, красками, карандашами, инструментами для нетрадиционных техник и материалами для лепки и аппликации.
  • Создание условий и ситуаций (игровых или проблемных) для проявления воспитанниками своих способностей. В игре дети учатся правильно определять взаимоотношения и связи между объектами и явлениями окружающего мира. Играют ребята 6–7 лет, предварительно продумав сюжет игры, совместно распределив роли и ход игры. При решении проблемных ситуаций воспитатель должен побуждать ребят активно делиться личным опытом и примерами из жизни, высказывать своё мнение, видение ситуации и способов решения. Педагогу необходимо зародить в детях желание говорить открыто, вступать в обсуждение и анализировать идеи других обоснованно. Примеры логических игр по теме «Птицы»: найди одинаковые картинки с изображением птиц, обведи по точкам контур и назови птицу, изобрази сам характерную позу птицы, узнай птицу по силуэту, уменьши изображение птицы (нарисовать похожий силуэт птицы меньшего размера). В проблемных ситуациях для детей дошкольного возраста должно содержаться практическое решение (дай ответ и нарисуй, покажи персонажу птицу, сделай картинку на память для гостя).

На уроках рисования личностно-ориентированный подход реализуется через тщательную разработку воспитателем программы занятий и подготовку к каждому занятию. Закрепляя в процессе создания рисунка ранее полученные навыки, ребёнок ощущает значимость того, что он выполнял ранее. На каждом занятии он узнаёт новое или учится чему-то - у ребёнка есть интерес и стимул развиваться. Он анализирует готовую работу, учится принимать конструктивную критику и заслуженную похвалу.

Тема для занятия по рисованию должна быть обобщённой и давать возможность каждому воспитаннику пофантазировать. Например, тема «Домашние птицы» может предоставить детям простор в творческой деятельности по критериям: какую именно птицу изображать (птица живёт в квартире или во дворе деревенского дома), выполнять работу в рамках предметного рисования или сюжетного, выбирать степень детализации фона и т. д. Для каждого рисунка дети самостоятельно выбираю цветовую гамму, в которой будут рисовать (тёплые или холодные цвета), могут использовать дополнительные материалы для дополнения работы лепкой или бумажной аппликацией, если остаётся время после выполнения основного задания.

Тема «Птицы» в перспективном планировании по рисованию в подготовительной группе.

В разделе «Рисование» программы по образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» в подготовительной группе тема «Птицы» представлена во многих занятиях. Она раскрывается при обучении рисованию по представлению, рисованию образов народных сказок и художественных произведений,декоративному рисованию.

Тема занятия Форма организационной деятельности Обучающие и развивающие задачи Используемые приёмы
«Перелётные птицы» Индивидуальная. Обучение предметному рисованию по представлению (рисование отдельных видов птиц, изображение характерных особенностей формы туловища, головы, клюва птицы, оперения). Создание карандашного наброска: выделение простых геометрических форм в строении птицы.
Раскрашивание туловища и головы птицы без выхода за контуры наброска.
Рисование отдельными мазками оперения.
Рисование кончиком кисти отдельных деталей изображения (лапки птицы, клюв, глаза, хвост, хохолок).
«Летят перелётные птицы», «Птицы улетают на юг» Индивидуальная/коллективная. Обучение сюжетному рисованию с изображением характерных движений птиц (движения в полёте). Развитие навыка создания предварительного наброска.
Создание фона (небо; возможно, с прорисовкой линии горизонта).
Развитие навыков композиции и простой перспективы (чем дальше птица по замыслу, тем выше её изображение располагается на листе бумаги).
Закрепление приёмов рисования красками.
Развитие умения работать в подгруппе.
Индивидуальная. Формирование умение выбрать эпизод для рисования сюжетной сценки, создавать образы художественного произведения. Создание предварительных набросков при рисовании сложных фигур (утка, лиса, охотник).
Рисование красками, закрашивание контуров наброска, проработка мелких деталей кончиком кисти по замыслу.
«Домашние птицы» Индивидуальная. Развитие способности к рисованию по представлению (изображение различных видов домашних птиц с их характерными особенностями). Штриховка цветными карандашами с различной степенью нажима.
Создание контуров фломастерами.
«Птичий двор» Коллективная. Развитие интереса к коллективной деятельности.
Формирование умения рисовать сюжетные сценки.
Развитие навыков рисования карандашами или красками.
Развитие умения работать в группе: совместное продумывание сюжета для изображения и фона для рисунка, обсуждение и выбор техники рисования (возможно, с привлечением аппликации или оформления природным материалом), анализирование готовой работы.
«Волшебная птица» Индивидуальная. Формирование умения рисовать сказочные образы. Закрепление навыка рисования цветными карандашами/Развитие навыка рисования пастелью или сангиной.
Развитие композиционных способностей.
«Лебедь» Индивидуальная. Развитие рисования по представлению.
Развитие умения создавать образы художественного произведения (для варианта темы «Царевна-лебедь»).
Создание не однотонного фона.
Рисование гуашью по влажному фону.
Проработка мелких деталей кончиком кисти.
«Иллюстрации к сказке «Гуси-лебеди”» Индивидуальная. Развитие умения создавать в рисунке сказочные образы. Закрепление навыка рисования цветными карандашами.
Создание детально продуманного фона.
«Сорока-белобока» Индивидуальная. Развитие умения рисовать птицу в определённой позе по представлению (птица, сидящая на ветке). Рисование цветными карандашами по предварительному наброску.
Упражнение в произвольном нажатии на карандаш для получения нужной интенсивности цвета.
«Совушка-сова» Индивидуальная. Формирования умения работать в смешанной технике. Рисование акварелью по предварительному карандашному наброску.
Рисование контурной линии отдельных деталей чёрной капиллярной ручкой.
«Гусь», «Синички», «Ласточки», «Снегири на ветке», «Воробышек» Индивидуальная. Развитие умения рисовать фигуру птицы конструктивным способом (при помощи простых геометрических фигур). Создание наброска простым карандашом конструктивным способом.
Закрепление навыка рисования карандашами/акварелью/гуашью/пастелью.
В темах по рисованию отдельных видов птиц рекомендуется обучать рисованию в смешанной технике.
«Стайка воробьёв» Коллективная. Развитие умения рисовать птицу в определённой позе (клюёт крошки/зёрна). Рисование цветными карандашами с разной степенью нажима, разнохарактерной штриховкой (имитация оперения).
Развитие умения слаженно работать в подгруппе.
Активизация фантазии в продумывании деталей рисунка (что клюют воробьи и как это изобразить).
«Золотой петушок» Индивидуальная. Развитие умения рисовать образ по мотивам художественного произведения. Создание карандашного наброска конструктивным способом.
Рисование гуашью.
Закрепление навыка получения различных оттенков путём смешивания красок.
«Каргопольские птички» Индивидуальная. Развитие умения предметного рисования с натуры (рисование каргопольской игрушки «птичка»).
Развитие умения декоративного рисования.
Рисование простым карандашом с натуры (фигурка птицы).
Создание гуашью декоративного узора по мотивам каргопольской росписи.

Мотивирующее начало занятия

Одной из задач обучения рисованию из бумаги является развитие мотивации к работе с карандашами, красками, пастелью. Наиболее действенный способ привлечения внимания к творческому процессу и активизации познавательной деятельности - использование мотивационного материала на подготовительном этапе занятия. В качестве мотивирующего начала занятия могут педагогом могут быть применены разнообразные приёмы и привлечено дополнительное оборудование:

  • Наглядные материалы: тематические плакаты (птицы домашние, перелётные, остающиеся на зимовку), фотографии, иллюстрации в книгах, фигурки птиц, игрушки-птицы народных мастеров.
  • Использование текстов народных сказок и авторских литературных произведений.
  • Чтение стихотворений, потешек, пословиц и поговорок, загадок о птицах.
  • Обращение к опыту и знаниям воспитанников: проведение беседы, задания на размышление.
  • Использование технических средств: прослушивание песен о птицах, аудиозаписей птичьих голосов, просмотр слайдов на проекторе.
  • Проведение тематических подвижных или логических игр, создание сюрпризных моментов и проблемных ситуаций.

Примеры использования мотивирующих материалов в начале занятия по теме «Птицы».

Тема занятия Мотивирующее начало
«Иллюстрации к сказке Д. Н. Мамина-Сибиряка «Серая шейка”» В начале занятия воспитатель обращается к детям с вопросом, хорошо ли они помнят ранее прочитанную ими сказку «Серая шейка». Проводится беседа по содержанию сказки: по каким причинам уточка не улетела вместе со своей стаей, что происходило в сказке до момента встречи с охотником, как вела себя лиса, а как - уточка, как она познакомилась с зайцем и т. д.
Воспитатель зачитывает отрывки из сказки: с каким чувством птицы собираются к дальнему путешествию в тёплые края; описание осеннего дня, когда Серая шейка осталась одна, а в небе пролетали стаи перелётных птиц; сцена у полыньи; встреча с зайцем и др.
Проведение логической игры «Найди отличие»: на доску крепятся две картинки с изображение одной и той же иллюстрации к сказке Мамина-Сибиряка, но на одной из них есть отличия. Воспитатель оговаривает, сколько отличий должны отыскать ребята.
«Снегирь на ветке рябины» Создание сюрпризного момента : почтальон приносит в группу письмо. Его написал Незнайка, он сообщает ребятам, что Знайка загадал ему очень сложную загадку, ответ он никак не может дать правильный. Незнайка прочит ребя помочь ему разгадать загадку и прислать ему в обратном письме иллюстрацию отгадки.
Загадка :
Красногрудый, чернокрылый,
Любит зернышки клевать.
С первым снегом на рябине
Он появится опять.
Далее проводится беседа по изучению наглядного материала (картинки с изображением снегирей): ребята определяют особенности строения птицы, оперения, позы.
Физкультминутка «Вот на ветках посмотри - в красных майках снегири».
Возможно, проведение логической игры «Найди снегирей в одинаковых позах»: на столе лежат картинки с изображением снегирей (в полёте, клюют ягоды, сидят на ветке, прыгают и др.), ребята должны найти одинаковые.
«Совушка-сова» Для проведения занятия подготавливает фоновое сопровождение – аудиозаписи с пением лесных птиц; наглядный материал – иллюстрации к сказкам и потешкам, выполненные художником Васнецовым.
В начале занятия воспитатель проводит ребя на выставку иллюстраций, рассказывает о художнике Юрии Васнецове. После проводится беседа : каких птиц ребята увидели на картинах, какие краски преобладают в показанных работах и т. д.
Воспитатель читает потешку :
Ах, ты, совушка-сова,
Ты большая голова,
Ты на дереве сидела,
Головой своей вертела,
С дерева свалилася,
В яму покатилася.
Спрашивает, о какой птице эта потешка, и просит найти на выставке иллюстрацию с ней. Обсуждение изображения совы: особенности строения птицы, оперения, позы, на чём сидит, какими краски использовал художник для рисунка птицы. Воспитатель спрашивает, встречали ли они сову или филина в сказках, стихотворениях, песнях и мульфильмах, а, возможно, видели эту птицу за городом или в зоопарке.
Подвижная игра «Совушка»: в середине игровой комнаты обозначается гнездо совы, куда встаёт первый водящий. Воспитатель объявляет, что в лесу настала ночь, водящий закрывает глаза, а остальные ребята изображают различных обитателей леса - насековых, птиц, зверушек, они бегают и играют. Когда воспитатель говорит, что настал день, дети замирают, а сова вылетает из гнезда и смотрит, все ли сохраняют неподвижность, тех, кто двигается, совушка уносит в своё гнездо. После подсчитывается, скольких сова сумела поймать, и выбирается новый водящий.

Составление конспекта на тему «Птицы».

Целью занятий по рисованию на эту тему является создание изображений различных видов птиц в характерных позах, сюжетных сценок, сказочных образов. Занятие по рисованию в подготовительной группе составляет не более 30 минут и содержит обязательные этапы:

  1. Организационный момент 1–2 минуты.
  2. Мотивирующее начало 6–7 минут.
  3. Практическая работа 15–17 минут.
  4. Демонстрация и анализ готовых работ 2–3 минуты.
  5. Подведение итогов 1 минута.

Проведённое занятие воспитатель должен проанализировать и наметить пути коррекции методов и форм работы в последующей обучающей деятельности.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе на тему «Птичий двор».
Расширение знаний о домашних птицах и их птенцах. Задачи Закрепления умения выделять характерные особенности птиц.
Воспитание бережного отношения к природе.
Развитие коммуникативных и речевых навыков. Материалы Затонированные листы бумаги, картинки с изображением домашних птиц, изображение птичьего двора. Предварительная работа Совместное чтение познавательной литературы, сказок и стихотворений о домашних птицах, рассматриванию иллюстраций к книгам. Ход занятия В начале занятия проводится короткая разминка: дети за воспитателем движения под строки стихотворения о гусе.
Создание игрового момента: в гости к ребятам пришла кукла и приглашает их посмотреть на её птичий двор, предварительно она загадывает детям загадки о птицах.
Кукла показывает детям изображение птичьего двора. Воспитатель проводит беседу. Какие птицы изображены на плакате? Почему эти птицы называются домашними? Зачем люди держат и разводят домашнюю птицу?
Проведение физкультминутки под стихотворение о домашних птицах.
Практическая часть: ребята выполняют рисунки цветными карандашами.
Демонстрация работ. Ребята выделяют особенно удачные рисунки.
Воспитатель благодарит всех за проделанную работу и интерес к занятию.

Порядок выполнения рисунков на тему «Птицы».

Воспитанники подготовительной группы активно развивают умение следовать устным инструкциям педагога. Поэтому до выполнения ребятами практической части задания воспитателю стоит обсудить с ними, какими способами и в какой последовательности они будут рисовать фигуру птицы, будут ли они предварительно создавать фон и как, какие смешанные техники подходят для выполнения задания, можно ли использовать приёмы лепки и аппликации для оформления готового рисунка. Путём наводящих вопросов и подсказок воспитатель подводит ребят к рекомендуемому порядку действий. Можно рассмотреть примеры готовых работ на заданную тему и предложить ребятам определить, при помощи каких приёмов создавались эти рисунки. Допускается использование технокарт с поэтапным рисованием фигуры птицы для тех ребят, которые испытывают трудности в выполнении задания.

Схемы поэтапного рисования перелётных и домашних птичек.

Инструкция по рисованию карандашом Инструкция по рисованию карандашом Инструкция по рисованию карандашом Инструкция по рисованию цветными карандашами Инструкция по рисованию гуашью Инструкция по рисованию карандашом Схема рисования красками Схема рисования Схема рисования Схема рисования Схема рисования Схема рисования Схема рисования

Похожие публикации